Основные принципы объединения ума и тела. Часть 2

 

Четыре основных принципа

Вот эти принципы:
1. Держите внимание на единой точке.
2. Полностью расслабьтесь.
3. Поддерживайте вес в нижней части живота.
4. Расширьте свою Ки.
1. Держите внимание на единой точке.
Ещё будучи студентом колледжа в Киото, К. Тохэй с большим энтузиазмом занимался дзэн под руководством священнослужителя. Он пытался всегда держать свои ум и тело объединёнными, независимо от того, находился он в школе или в транспорте.
Основное правило дзадзэна гласит: "Выпрямите спину, держите нос и пупок на одной линии, выровняйте в одну линию уши и плечи и сидите, подобно скале". Именно так сидят, соблюдая достоинство. Однако так сидеть не следует. Тохэй привык подолгу сидеть подобным образом, но никогда не чувствовал себя устойчиво в такой позе. Он так уставал, следя за правильностью своей позы, что нередко в ней же и засыпал. И странное дело: в момент пробуждения он отмечал в себе ощущения именно устойчивости. Он долго не мог понять, в чём же здесь дело. Право же, очень трудно спорить с мудростью тысячелетней традиции. Но и совершенно лишено смысла сидеть, напрягая до судорог нижнюю часть живота. Он отважился изменить эту практику и взял себе за правило: "Сосредоточивайтесь на одной точке в нижней части живота".
Хотя ещё до сих пор некоторые считают, что сила должна находиться в нижней части живота, на самом деле это место для концентрации ума, а не для помещения силы. Если вы сосредоточиваетесь на одной точке в нижней части живота, ум автоматически концентрируется на так называемом третьем глазе (именуемом в Японии "тэнтэй"),  точке,  которая находится на лбу - между глазами. Так что со временем он понял: на самом деле, старинное дзэнское предписание означало необходимость совмещения на вертикальной оси точки тэнтэй и единой точки в нижней части  живота. У  некоторых эта мысль может вызвать возражения. Давайте проверим.  

Опыт 1. А сидит, выпрямив спину, держа нос и пупок на одной  линии, а уши и плечи - на другой (Рис. 6.1а). Б толкает А рукой в грудь или плечо. Или же Б поднимает колени А. А легко переворачивается на спину (Рис. 6.1б.
Ум и тело можно сравнить с рукой и её отражением в зеркале. Если ладонь раскрыта, в зеркале вы увидите раскрытую ладонь. Если у вас неподвижный ум, вы будете иметь неподвижное тело. Если вы валитесь от лёгкого толчка, значит ваш ум в движении. Он не находится в состоянии покоя.
Опыт 2. А сидит, выпрямив спину. Он держит на одной линии тэнтэй и точку в нижней части живота и концентрирует своё внимание на  точке  в нижней части живота (Рис 6.1а). В это время Б толкает его в плечо или пытается поднять его колени. А остаётся неподвижным  (Рис. 6.2).
Это состояние объединения ума и тела в живом покое. Далее К. Тохэй объясняет как глубже сконцентрировать внимание на единой точке. Сконцентрировать внимание на пупке легко, но сконцентрировать его на точке, которая расположена на один дюйм ниже пупка, сложнее, потому что там нет никакой отметки. Обучаться концентрации на точке бесполезно, если эту точку легко потерять.