Философские основы Айки-до. Часть 8

Также Готама учил никогда не отвечать злом на зло, ненавистью на ненависть.
"Никогда ненависть  не  уничтожалась  ненавистью,  лишь  доброта прекращала её, таков вечный закон".
"Он оскорбил меня,  он отяготил меня, он злоупотребил своею силою, он обокрал меня;  в тех,  кто питает подобные мысли,  гнев никогда  не будет утешён".
"Если человек  обсуждает  недостатки ближних  и всегда склонен к обидам, его собственные страсти будут расти, и он далёк от уничтожения страстей".
"Есть такие, которые не знают о необходимости самообуздания; если они сварливы, мы можем извинить их поведение. Но те, кто знает, должны научиться жить в согласии".
"Если человек найдет мудрого друга, ведущего праведную жизнь, постоянного по природе своей, он может  жить  при  нём  счастливый  и заботливый,  преодолевая  все  опасности. Но с глупцами не может быть дружбы. Лучше человеку быть одному, чем жить с людьми, преисполненными самости, тщеславия, упрямства и преданными спорам".
Ещё одним важным моментом в Учении Будды было раскрытие такого важного закона бытия, как карма.
"То, что  я называю кармой, есть лишь мысль, ибо, поразмыслив, человек действует телом, словом и разумом". Карма создаётся мышлением. "Нет никакой заслуги тому, кто даёт золото, думая, что даёт камень". Именно  мышление  придаёт  человеку  моральную  ценность, изменяемую поступками в ту или иную сторону.
Доброе действие выявлено и завершено. И хотя его уже нет, тем не менее, последствие существует. В  данный момент действия происходит определенное  сочетание  дхарм в  потоке  этого  человека. В этом заключается неуничтожаемость поступка. Таким образом, к понятию чисто механическому причины и следствия   буддизм прибавляет ещё ответственность. Одна из таких комбинаций агрегатов, которую мы называем индивидуумом, унижена  или возвышена действиями предшествовавшей комбинации, с которой она солидарна. "Я не учу ничему другому, как только карме".
Та настойчивость, которую проявил Будда, чтобы внушить своим ученикам сознание  моральной  ответственности, вытекающей из закона кармы, доказывает, что в этом заключался фактор первичной Истины, самодовлеющей и абсолютной, Истины, которая должна руководить всеми поступками  человека. "Сомневаться в моральной мощи поступка – значит закрывать глаза на очевидность".
"Все существа  имеют свою карму. Они  наследники  поступков  и сыновья поступков.  Они в полной зависимости  от  поступков. Поступки устанавливают между  существами  различия  в  состояниях,  низменных и превосходных".
"Воистину, из того, что было, создаётся то, что есть. Человек рождается согласно тому,  что он создал. Все существа имеют наследием карму".
"Соответствие между  плодом  и  семенем  не  только точно, но действие, как всякое доброе семя, возрастает стократно".
Так каждый человек,  действием  безошибочной  кармы, получает  в точной мере всё должное, им заслуженное, не более и не менее. Ни одно благое либо злое действие, как бы пустяшно оно ни было, как бы тайно ни содеяно, не минует точно уравновешенных весов кармы. Карма есть причинность, действующая в моральном так же, как и в физическом и других планах. Буддисты говорят: "Нет чудес в делах человеческих, что человек посеял, то он и пожнёт".
"Не существует места на земле, или на небе, или под водою, также нет такого в недрах гор,  где бы злое действие не  принесло  страдания породившему его".
"Если человек оскорбит неповинного человека, то зло обратным ударом настигнет  безумца,  подобно  легкому  сору,  брошенному против ветра".