Принцип централизации

«Концентрируйтесь и внутренне и внешне постоянно в нижней части живота!»

С того момента, как вы впервые ступите на татами в додзё, неуклонно и

неустанно с помощью специальных упражнений добивайтесь и развивайте в себе ощущение устойчивой централизации в нижней части вашего тела. Эта область (если следовать западной терминологии) является центром тяжести человеческого тела, где его вес максимально сбалансирован и где достигается предельное равновесие между верхне-центральным анатомическим отделом тела и нижней поддерживающей архитектурой ног. Эта обладающая мощной тазовой структурой область представляет собой центр, который позволяет вам стоять прямо и сохранять вертикальное положение продолжительное время без особого напряжения.

Из этого центра вертикального положения и поддержки общий вес центральной и верхней части передается через ноги в землю.

Известный в Японии под названием хара, в понятиях айкидо этот центр объединения и координации более выразительно именуется сэйка-но иттен («единая точка», К. Тохэй) и сэйка тандэн («центр», К. Уэсиба). В дальнейшем будем называть эту область просто «Центр».

Мы говорим о специфическом действии централизации в нижней области живота. Это одна из наиболее важных, базовых техник айкидо, так что овладение ею является необходимым условием для достижения прогресса, как на татами, так и за его пределами. Однако это всего лишь техника, метод, форма тренировки, но ни в коем случае не конечная цель. Конечной целью, как мы уже говорили, является достижение полного согласования и гармонии между телом и разумом, между человеком и человеком, между человеком и окружающим его миром (расширяющимся по мере его духовного развития до размеров Вселенной). Вообще говоря, если с самого начала заняться практикой сознательной централизации (т. е. всякий раз мгновенно сосредоточиваться на нижней части живота), то в конце концов можно достичь такого состояния, когда централизация становится автоматической и проходит на бессознательном уровне: вы больше не «собираетесь сосредоточиться» — вы уже сосредоточены.

Этот Центр используется как объединяющее средство в трудном процессе согласования всех ваших сил и возможностей. С его помощью создается устойчивая платформа восприятия, объединения и независимости, опираясь на которую вы можете действовать с полной степенью контроля над вашей реальностью, ходом поединка и характером агрессора.

Ваше обучение тому, как стать, — ив конечном счете — как постоянно быть централизованным, вовлекает всю вашу индивидуальность: ее внешние и внутренние стороны. Мы будем говорить об отдельным видах централизации: субъективных, то есть тех, что вовлекают вашу индивидуальность саму по себе («Будьте централизованы внутри! Удерживайте свое внимание на единой точке!»), а также о ее объективированных видах, то есть тех, что распространяются на ваше реальное окружение («Будьте в «центре» действия, в центре приема!»).

Эта интересная концепция централизации хорошо известна на Востоке, выступая универсальным средством самоосознания личности. Она распространяется на космические и вселенские законы, в которых Центр идентифицируется с идеей порядка, гармонии и всеобщего объединяющего проникновения противоположностей. Одновременно с этим она присутствует и на социальном и личностном уровне, представляя собой точку равновесия при взаимодействии вашей личности с индивидуальностью другого человека (см. схему 29).

И на вселенском, и на человеческом уровнях этой концепции человек идентифицируется как неотъемлемая часть Мироздания. Истинный и всеобъемлющий Центр, согласно восточным философским представлениям, является одним и тем же как для общего, так и для частного; как для Вселенной, так и для человека. Это тождество часто является лейтмотивом большинства японских притч и легенд об Учителях, живущих в гармонии с собой и природой. Отделение человека от такого единства со Вселенной, отчуждение человека от человека, и, в конце концов, ощущение внутреннего раздвоения внутри самого человека — все это результат слишком большого внимания к поверхностным различиям, к деталям жизни. При таком подходе полностью игнорируется лежащее в основе тождество всей жизни

—    «единство» ее сущности.
Человек, пусть даже неосознанно, всегда находится в поисках центра. Западная психология называет это «целе-устремленностью» или «целе-полаганием». Считается, что человек в норме, если он стремится к какой-то конкретной цели или набору целей. Если же у него нет цели, он как бы и не «живет» — в социальном смысле этого слова. Он вычеркивает себя из общественного пространства, потому что существует, подобно животным, следуя только инстинктам, в основном -самосохранения (территория, пища, секс и т. д.), и значит, не делая того, что подобает человеку. Иными словами, для человека недостаточно вопроса «как», помимо этого ему необходимо знать «почему».

Но что, если цель у человека есть, он целеустремлен, однако цель выбрана неверно? Вот почему необходимо соблюдать два важных требования. Во-первых, нужно, чтобы человека кто-то инструктировал и направлял, то есть необходимо «образование», в самом широком смысле этого слова, которое даст возможность выбрать для себя соответствующие цели. А во-вторых, человеку необходимо содействие в процессе достижения его целей. Но даже при соблюдении этих двух условий человеку необходима еще и определенная объективность, баланс независимого Центра, чтобы он мог стремиться к целям, не отождествляясь с ними. Человек может с успехом играть одновременно много ролей (а сколько их у нас, людей западной цивилизации?), если только останется гибким, развивая и поддерживая свой Центр.

В Азии существует множество философских школ и направлений практики, цель которых состоит исключительно в поиске и развитии Центра (хара-гэй). Однако эта же концепция принята и во многих боевых искусствах, и служит она для достижения других, более прикладных задач.

В этом виде она включалась практически во все искусства Востока, где было важно осуществление, а не размышление. В боевых искусствах это стало центром равновесия и силы, который служит специфической цели — способности контролировать процесс поединка.
В такой специальной и ограниченной по объему книге, как эта, не представляется возможным детально анализировать общую теорию Центра в общекультурном контексте Азии и применительно к боевым искусствам. Здесь мы можем только описать применение этой концепции в искусстве айкидо, а более подробно взаимодействие Центра (хара) с внутренней (или всеобщей) энергией (ки) надеемся рассмотреть в другой книге.