«Центр» и «ки»


На Запад просачиваются с Востока легенды о некоей странной силе, которая, подобно «сильному ветру или несущемуся потоку», сметает все на своем пути. Эта сила имеет много названий, но, как правило, в Японии ее именуют ки. Место, где она может быть собрана, называют хара, или «Центр».

Практически во всех боевых искусствах на определенных ступенях постижения мастерства упоминается эта сила и предлагаются разнообразные способы для ее развития. Эту силу называют «Присущей энергией» или «Внутренней энергией». Этой энергией обладают изначально все люди, но развить ее могут лишь немногие.
Размещается эта энергия в хара, или Центре, — точке, расположенной приблизительно на пять сантиметров ниже пупка. Это место почти совпадает с точкой физического равновесия — в анатомическом центре человека, который мы на Западе называем центром тяжести.

Характерной особенностью айкидо является особое внимание, которое уделяется этой точке равновесия и Внутренней энергии (отличной от чисто физической, мускульной энергии).

Обычно мы испытываем большие затруднения, пытаясь описать эту энергию в приемлемой для Запада терминологии. Итак, это духовная энергия, противоположная энергии физической. Она гораздо лучше характеризует свойства сознания, чем ограниченный западный термин «сила разума». Западные психологи говорят о «силе воли», «воли к жизни» и других импульсах разума, которые, несмотря на свою нематериальность, могут приносить конкретные физические плоды, но все это далеко от предмета нашего описания.

До сих пор наиболее серьезным препятствием для дискуссии на тему энергии ки был тот факт, что западная терминология проводит разграничение между физическим и духовным — между телом и сознанием. Но какая польза от разума и его направляющей силы, если нет тела, которое может выполнять его приказы? И какая польза от тела, если нет сознательного контроля? Тело и разум нераздельны, разум является частью тела и содержится в нем. Тесный союз разума и тела—сплавление этих двух функций (управление и действие), — очевидно, будет наиболее верным в западных терминах объяснением той странной силы, которую айкидоисты называют ки. Это может быть довольно убедительно продемонстрировано на примере феномена «несгибаемой руки», а также с помощью многих других техник.

Что же мы в действительности подразумеваем под «сплавлением» разума и тела? Если вы когда-либо пытались раскрыть крохотную детскую ручку, сжатую в кулак, значит, вы уже имели дело с примером подобного сплавления. Ребенок расслаблен и явно не пытается оказать вам сопротивление — он даже может не осознавать вашего присутствия, однако маленький кулачок остается сжатым. Так как ребенок реагирует на внешнюю среду инстинктивно, то вряд ли существует и какое-либо разделение между восприятием и реакцией, или между разумом и телом. По мере того, как мы становимся старше и развиваем в себе рациональные качества, брешь между разумом и телом все больше увеличивается. Между решением и действием возникает нерешительность, и это особенно сильно проявляется в западной культуре. Словно разуму отводится роль оценки и принятия решений, а затем тело должно само по себе исполнять свои функции, целиком полагаясь на мускульную силу.

Но если эту брешь устранить, в результате станет возможным более тесный союз разума и тела, при котором управляющая сила ума будет беспрепятственно входить в каждую часть своего физического носителя — нашего тела.

Как описано в разделе «Принципы исполнения» (глава V), при использовании всего тела можно высвободить силу гораздо большую, чем при использовании отдельных его частей (рук, ног и так далее). Точно так же воля и сила, которые высвобождаются в результате использования тела и разума как единого целого, будут гораздо более эффективны, чем в случае их раздельного применения.

Внутреннюю Энергию и необычные результаты, получаемые при ее развитии, упоминают и демонстрируют многие мастера боевых искусств, а также монахи и целители.

Поскольку ки часто ассоциируется с дыханием, то одним из наиболее распространенных методов развития Внутренней Энергии является регулярная практика глубокого, или брюшного дыхания. Его даже называют «дыханием жизни». (Это способ дыхания, похожий на рекомендуемое Мастером Тохэем упражнение в главе V).

Каждый начинающий, впервые попадая в зал айкидо, сразу же встречается с проявлениями внутренней энергии. Наиболее известным примером является упражнение, носящее название «несгибаемая рука». Ученика просят вытянуть перед собой руку слегка под наклоном, чтобы она описала небольшой полукруг, и растопырить пальцы. Затем ученика просят расслабиться и сконцентрировать свое внимание на точке за пределами пальцев — возможно, на стене, которая находится перед ним, или за стеной. Затем кто-то пытается согнуть его руку. Если ученик понял идею «высвобождения духа» и не сопротивляется на мышечном уровне — рука не согнется. Авторы многократно выполняли и наблюдали высвобождение духовной, или Внутренней, Энергии, и результат неизменно поражал воображение: каким бы слабым физически ни был человек, его вытянутую руку невозможно согнуть, пока он сконцентрирован.
Однако «несгибаемая рука» — это нечто большее, чем просто статический пример ментального воздействия натело. Это основополагающая концепция, относящаяся к практике айкидо и, следовательно, к движениям, свойственным этому стилю. Коити Тохэй утверждает, что если ученик не будет держать свою несгибае-мую руку, то он не сможет правильно выполнить ни одной техники. Более подробное обсуждение этого можно найти непосредственно перед иллюстрациями и описанием техник айкидо (глава VIII).

Существует много других методов тренировки «высвобождения» или «выброса» внутренней энергии. Более подробно это описывается в разделе, посвященном базовым упражнениям.

Концепцию «хара», или Центра, вероятно, можно сопоставить с распространенным на Западе представлением о центре тяжести человека—точке, где вес тела сконцентрирован и сбалансирован и где существует равновесие между верхней и нижней его частями. Мастер Тохэй постоянно говорит о том, что нельзя «удержать внимание на единой точке» или быть сконцентрированным (и, таким образом, быть в состояния высвободить и использовать свою ки), если не поддерживать равновесие своего тела.

Можно попытаться объяснить идею Внутренней Энергии на основе последних западных исследований в области психологии. Но, к сожалению, это с большой степенью вероятности может увести нас в сторону от основной темы. Западные исследования либо недостаточно разносторонни, либо слабо сосредоточены на конкретных явлениях, чтобы можно было проводить с их помощью верные параллели. И все же мы попытаемся более подробно обсудить тему Центра и ки в других частях этой книги, которые в большей степени основываются на восточных источниках (глава V).