Техника и методы занятий. Часть 2

Тем основным стержнем, вокруг которого строится Кодокан Дзюдо как система физического воспитания, является требуемое Кано равновесие между элементами его "принципа трех культур", включающими рэнтай-хо, сюсин-хо и сёбу-хо. В отношении последнего элемента Кано говорил следующее: "Я не придавал исключительного значения состязательной стороне занятий... а стремился сочетать состязательность и тренировку ума и тела". Мастерство для Кано является, бесспорно, важной стороной обучения, но как цель обучения дзюдо оно уступает тому роду мастерства, которое служит средством для достижения более высоких общественных целей Кодокан Дзюдо. Кано также ясно выразил свое неприятие спартанских методов обучения, построенных по принципу "выживает сильнейший". "Правильно ведущееся обучение дзюдо", - говорит Кано, - "не должно вызывать перенапряжение сил".
Чтобы Кодокан Дзюдо удовлетворяло другим критериям здорового физического воспитания, Кано настаивла на том, чтобы на всех стадиях обучения стремились к гармоническому развитию человеческого тела. Такое развитие невозможно в рамках состязательной формы обучения, где основной упор делается на ран-дори, иначе "свободную схватку". Собственный опыт занятий Кано в системе ран школы Кито-рю привел его к идее ран-дори; в Кито-рю учащихся побуждали к ран-о тору, "импровизации". Но Кано увидел, что ран-дори ущербна сама по себе. И он пришел к выводу: "то, чего недостает ран-дори, должно быть дополнено посредством ката".
Ката, долгое время остававшиеся основой классических будзюцу и будо, оказались исключительно важными для Кано, который сделал их не только теоретической основой Кодокан Дзюдо, но и настаивал на том, что дзюдо не может быть хорошей системой физического воспитания без достаточного использования ката в программах обучения всех учащихся. Кано предоставил в распоряжение Кодокан Дзюдо средства, благодаря которым оно стало сбалансированной системой физического воспитания, преобразуя кёги-дзюдо-рандори, иначе состязательное дзюдо, в коги дзюдо, просветительную или воспитательную дисциплину, составляющую существо Кодокан Дзюдо. Сознательное обозначение кагэ-но ката и катамэ-но ката, соответственно формальных комплексов бросков и захватов, как ран-дори-но ката, иначе формальные комплексы ран-дори, говорит о стремлении Кано сделать эти два вида ката теоретической основой для занятий в форме ран-дори.
Кано провозгласил ран-дори, ката и сиай первичными элементами обучения дзюдо, но считал также целесообразным использование лекций и мондо, занятий в форме вопросов и ответов, направляя процесс технического роста своих учеников. Значимость этих двух последних методов обучения в стимулировании умственного развития и моральной закалки учащихся дзюдо довольно ощутима. Кано полагал, что характер всех его учеников является настоящим пробным камнем того, чего они стоят, и всегда требовал, чтобы они вели себя достойно в жизни. Своим замечательным собственным примером он воодушевлял всех тех, кто приходил в Кодокан.
То, что Кано считал человеческими добродетелями, можно разделить на два вида: 1) способствующие развитию других и влияющие на них, 2) воздействующие на собственную жизнь. Первый вид включает воспитание чувства достоинства, воздержание от излишеств, чувство справедливости, учтивости и внимательности, приверженность хорошим манерам и благородство; последний охватывает воспитание здравомыслия, владение собственными страстями, обретение физической выносливости, воспитание отваги, живости ума, настойчивости и решительности и умения ценить не собственную победу над соперником, а путь к победе.