История рождения Ашихара-каратэ (Для фанатов Ашихара-каратэ и не только) I

Школы Сюри-тэ и Томари-тэ (Сёрин-рю).
Основатель Сюри-тэ - Мацумура Сокон (около 1809-1901 г.г., точные даты рождения и смерти неизвестны).
По версии Марка Бишопа, известного исследователя истории Окинавы, Мацумура родился в деревне Ямагава близ города Сюри в известной семье сидзоку, то есть дворянского военного сословия, был ученым человеком и признанным каллиграфом. Он служил телохранителем у трех последних королей государства Рюкю: Сё Ко, Сё Ику и Сё Тай. В этот период времени он дважды посетил города Фучжоу и Сацума в качестве посланника по государственным делам. В Фучжоу он имел возможность изучать школы китайского ушу (“Ушу” это боевые искусства Китая, часто называемые “Кунг-Фу”) и даже изыскал время посетить храм Шаолинь в провинции Фукэн (Фуцзянь). В городе Сацума Мацумура, как говорят, познакомился с системой фехтования мечом Дзигэн Рю.
Обучение в Китае резко изменило отношение Мацумуры к боевым искусствам. Он начал рассматривать их как целостную систему воспитания. По возвращении на Окинаву он объявляет о создании своего собственного стиля, которому дал название "Сёрин-рю Гококу-ан-тодэ" - "Танское искусство Шаолиньского монастыря". Мацумура впервые выносит в название своей школы иероглифы Сёрин (Шаолинь). Правда, местные жители называли школу Мацумуры проще – Сюри-тэ, что значит "стиль (рука) из деревни Сюри". Школа Мацумуры была по тем временам велика: в ней обучалось в разные периоды несколько десятков учеников, в том числе и дети весьма уважаемых граждан Окинавы.
Основатель Томари-тэ - Мацумура Косаку (1829—1898 г.г.), в другом чтении—Коруку. Он учился у китайского мастера Цюань Цзя (или Чжуан Цзя), ставшего учителем и для других окинавских мастеров. Согласно целому ряду свидетельств, старинное Томари-тэ представляло собой синтез "внешних" и "внутренних" стилей китайского цюань-фа.
Сюри-тэ и Томари-тэ были столь похожи, что, пожалуй, никто, кроме самих основателей, не мог отличить технику одной школы от другой. Всё различие между ними заключалось в том, что они находились в разных районах. Мацумура Сокон и Мацумура Косаку хорошо знали друг друга. Не удивительно, что объединение школ Сюри-тэ и Томари-тэ произошло ещё при жизни двух знаменитых мастеров.
Мацумура Сокон воспитал целую плеяду учеников, которые сумели создать характерный облик окинава-тэ. Среди его последователей: Итосу Анко (1832-1916 г.г.), Азато Анко (1827-1906 г.г.), Ябу Кэнцу (1866-1937 г.г.), Тёмо Ханасиро (1869—1945 г.г.), Тётоку Кьян (1870-1945 г.г.), Киюна Петин, Сакихара Петин, Рёсэй Куваэ, Набэ Мацумура, Исиминэ Петин .
Огромное влияние на развитие стилей Сёрин-рю оказал Анко Итосу , который является основателем того, что часто называют «современное каратэ».
Анко Итосу (1832—1916 г.г.) родился в деревне Ямагава в окрестностях города Сюри и с малых лет обучался каратэ у Сокона Мацумуры, и после смерти последнего становится официальным и общепризнанным патриархом школы Сюри-тэ. Хорошо зная как китайскую, так и японскую классическую литературу, он был секретарем и писарем последнего рюкюйского короля Сё Тая, пока не распалась монархия в 1879 году. Пожалуй, не было среди старшего поколения окинавских бойцов человека более уважаемого и овеянного легендами, чем Итосу. Среди односельчан Итосу выделялся огромным ростом и могучей силой. Его предплечья сравнивали со "стволом молодой сосны", а грудную клетку уподобляли "огромной круглой бочке". Рассказывают, что до глубокой старости его глаза сохраняли выражение почти детской наивности, доброты и радости жизни.
Итосу не был лишён здоровых амбиций. Он четко определил для себя конечную цель и методично двигался к ней. Итосу основал направление, в которое входили школы, фактически разорвавшие связь с китайскими традициями “закрытости” школ. В китайских школах считалось "хорошим тоном" не обнажать собственное мастерство, не пропагандировать боевое искусство. Итосу же символизировал собой доступность и открытость, стараясь сделать из окинава-тэ общедоступный метод воспитания молодёжи. Итосу стал преподавателем тодэ в центральном колледже Окинавы. У него было несколько сотен учеников, которым он преподавал в разные периоды своей жизни. Его школа в противоположность многим другим была открыта каждому.
Итосу добился не только введения массового обучения тодэ, но и создал собственные комплексы ката. Это был дерзкий поступок, ведь ката — это реальное воплощение духа мудрости древних мастеров. До того времени все ката приходили на Окинаву из Китая. Считалось, что, выполняя ката, человек не столько отрабатывает технику боя, сколько входит в духовную связь с древними мастерами. Итосу же считал, что ката должны стать обычными комплексами для отработки базовой техники, а ореол таинственности многих приёмов лишь вредит этому. Он создал на основе базовых связок Канку и Бассай пять собственных ката, назвав их Пинан ("Умиротворение и спокойствие"). Позже его ученик Фунакоси изменил китайское произношение "Пинан" на японское "Хэйан". Именно под названием "Хэйан" эти пять ката стали базовыми комплексами ряда стилей современного каратэ, в частности Сётокан, основателем которого и считается Фунакоси. Главной целью жизни Итосу стало массовое распространение окинава-тэ, поэтому пять ката Пинан он рассматривал как пять первых шагов или пять последовательных этапов в изучении молодым поколением искусства кулачного боя.
Итосу неоднократно обращался к японским властям с прошениями о том, чтобы признать тодэ официальным видом физического воспитания. Его поддерживали весьма состоятельные люди острова, члены аристократических семей. Итосу пользовался большим авторитетом в Департаменте физической культуры Окинавы и был единственным признанным мастером боевых искусств, вхожим в коридоры власти. Фактически он и стал тем центром, вокруг которого начал складываться круг людей, ратовавших за светское, открытое преподавание боевых искусств и даже за введение окинава-тэ в программу средних учебных заведений. Первоначально каратэ считалось слишком опасным занятием для маленьких детей, поэтому Итосу исключил опасные приемы и упростил ката и технику спарринга, сведя ее главным образом к ударам кулаком и блокам. В 1902 году в результате немалых усилий преподавание окинава-тэ было включено в учебную программу Центрального колледжа, а затем и Педагогического училища префектуры Окинава. А в 1906 году состоялись первые показательные выступления, поддержанные местными властями. Итосу умело использовал свои связи в государственных структурах Окинавы, ибо от чиновников зависела судьба дальнейшего распространения тодэ. Показательные выступления готовились давно и имели чёткую практическую направленность. Представители местной японской администрации составили отчёт на имя самого министра образования Огавы Синтаро, который согласился с тем, чтобы ввести окинава-тэ в программу преподавания средних школ и некоторых высших учебных заведений Окинавы. Примечательно, что в этом документе подчёркивалась отнюдь не боевая ценность окинава-тэ, а именно его воспитательное значение, ибо такие боевые искусства "прививают нормы правильного поведения, учат уважать старших и учителей, делают здоровым тело". Итак, Итосу первый начал рекламную компанию и оказался на шаг впереди по сравнению с другими школами тодэ, которым не приходило в голову демонстрировать на публике своё искусство, считавшееся закрытым и тайным. Появилась конкуренция. Между школами развернулась острая борьба за право официального преподавания в учебных заведениях, за массовость и известность, за возможность поездки в Японию для демонстрации своего мастерства и преподавания тодэ.
Говоря об Итосу Анко, было бы не справедливо не вспомнить ещё одного мастера, которым был преподаватель тодэ Азато Анко (Ясудзато, 1827—1906 г.г.), он же и второй учитель Фунакоси Гитина. Хотя Азато не обладал на Окинаве столь большим авторитетом, как Итосу, подготовка в боевых искусствах у Азато была более фундаментальной. Его воспитание как бойца абсолютным образом отвечало требованиям именно японской, а не окинавской традиции — Азато не только считался мастером Сюри-тэ, но и отменно владел практически всеми самурайскими искусствами: боем с мечом, стрельбой из лука и боем на коне.
Анко Итосу умер в 1916 году в возрасте 84 лет и после себя оставил внушительный список знаменитых учеников: Кэнцу Ябу (1866—1937 г.г.), Гитин Фунакоси (1868—1957 г.г.), Тёмо Ханасиро (1869—1945 г.г.), Тодзё Осиро, Тесин Тибана (1885—1969 г.г.), Кэнва Мабуни (1889—1952 г.г.), Синпан Сирома (1890—1954 г.г.), Дзиро Сирома, Сигару Накамура (ок.1890—1971 г.г.), Модэн Ябику (1882—ок.1945 г.г.), Анбун Токуда (1886—1945 г.г.), Канкэн Тояма .
Марк Бишоп в своей книге «Окинавское каратэ» кратко описывает стили современной Окинавы, происходящие от Сёрин-рю. Как правило, все они получили свои названия, начиная с 30-х и вплоть до 60-х годов 20-го столетия. Некоторые из них широко известны, но многие так и существуют лишь в пределах Окинавы: Исиминэ-рю, Томари-тэ, Сёриндзи-рю, Мацубаяси-рю, Тюбу Сёрин-рю, Иссин-рю, Сёрин-рю (Шаолинь), Рюкю Сёрин-рю, Сёрин-рю (Кобаяси), Кусин-рю, Сито-рю Кэнвы Мабуни, Сито-рю Синпана Сиромы, Тодзан-рю, Окинавское Кэмпо .