Будо-каратэ и современное спортивное единоборство Часть 1

Для основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл всей его подвижнической жизни заключался в возрождении каратэ как воинского искусства. Провозглашая идеал Будо-каратэ, Ояма решительно отделял всю систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя воинской традиции Востока и духу Бусидо. Однако возрождение каратэ как искусства Будо сочеталось с массовой его пропагандой как «каратэ для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии.
«Сильнейшее каратэ» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Кёкусинкай претендовали на статус «Олимпийских игр в каратэ». Развитие стиля Кёкусинкай во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, спортивными единоборствами и далекими от воспитания воинов методиками спортивной подготовки.
За полвека существования каратэ Кёкусинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив и целеполагание, и ориентацию, и систему подготовки бойцов. Следствием явились стремительное развитие этого вида спорта, впечатляющие спортивные достижения и ... приметы забвения богатейшей воинской традиции, вырождения Кёкусинкай как изначально воинского искусства и системы духовного воспитания.
Усугубление «вырожденческих» тенденций было бы не только изменой традиции, рыцарским идеалам каратэ, но разочарованием для огромной массы любителей традиционных воинских искусств Востока. Историческая правда в том, что именно «фантастические» возможности каратэ обусловили неодолимый массовый интерес к Кёкусинкай. Реальность наших дней — сохранение привлекательности традиционного каратэ как здорового образа жизни, как «окна» в восточную культуру и, что особенно существенно, искусства самозащиты.
Конечно, и спорт и воинское искусство имеют свои ценности. Право на жизнь заслужили и элитарный спорт высших достижений, и элитарная система традиционной воинской подготовки, и массовое спортивное движение, и общедоступные формы обучения основам самозащиты. В диалоге Будо-каратэ и спорта, так или иначе наследующего традиционные методы обучения и технический арсенал каратэ, разумное согласие может быть достигнуто в формах Будо-спорта. Сущность Будо-спорта — развитие спортивного единоборства при сохранении фундамента традиционной «школы», а главное — самого духа воинского искусства.
Именно такая задача решалась Оямой при выработке правил состязаний в Кёкусинкай. Контактный поединок должен был быть максимально приближен к реальности боя. Он предназначался для испытания физической силы, выносливости бойцов, их умения держать удары и терпеть боль, сохраняя боевой дух и волю к победе. В общей системе Будо-каратэ, однако, это была лишь одна из многих форм комплексного тестирования физической, технической и психологической готовности и мастерства.
В ограниченной правилами безопасности и достаточно условной состязательной форме с сокращенным до минимума техническим арсеналом решалась лишь одна из начальных «ритуальных» задач воинской подготовки, требующая атлетической закалки и бойцовского характера. В идеале же весь комплекс воспитания воина формировал готовность и способность к смертельно опасным поединкам не только с бойцами Кёкусинкай, но и с мастерами других единоборств, к реальному противостоянию нескольким, в том числе вооруженным, противникам.
Реализация такой программы в традиционных школах, воспитание мастеров-воинов требовали кропотливой и многолетней работы и особой духовно-нравственной мотивации. Эта мотивация основывалась на почитании выдающихся мастеров и духовных наставников, на исполнении святого долга носителя традиции Будо и Бусидо. Понятно, что в идеале и в спортивных единоборствах ценились бы всесторонне подготовленные и гармонично воспитанные бойцы, обладающие силой слона, быстротой гепарда, выносливостью коня, храбростью льва и мудростью дракона. Однако «чистым» спортсменам уготован «короткий век», работа на износ во имя результата, неизбежная узкая специализация, гипертрофическое развитие наиболее выигрышных природных качеств. Закономерное сужение поля зрения (и, соответственно, сознания) у спортсмена-единоборца препятствует пониманию боевого предназначения богатейшего технического арсенала каратэ. Внешнее же и конечное целеполагание спорта вытесняет глубинную мотивацию совершенствования в воинском искусстве.