Каратэ как путь воина

Теперь же рассмотрим каратэ как путь воина. Спорт - это тот аспект каратэ, который объясняет его живучесть, но не является единственной ее причиной. Мы касались до сих пор только "каратэ-дзюцу" (искусство каратэ).
Существует еще и "каратэ-до"; суффикс "до" (путь) напоминает о том, что каратэ - это также и путь к такому высшему ментальному уровню, который искали философы и мистики всех времен. Этот духовный аспект не менее увлекателен. Искусство боя, каратэ стало средством развития человека, как физического, так и умственного, путем совершенствования человеческой природы в напряженных и трудных испытаниях.
Каратэ - это еще и тренировка, основным назначением которой является возврат человеку ясности духа, его чистоты и простоты, то есть такого духа, каким человек обладал изначально, пока он не потускнел под воздействием внешнего мира.
Каратэ дает человеку то состояние спокойствия, которое может дать осознание и господство над собой во всех случаях жизни. Эту безмятежность можно найти только в таком состоянии духа, которое буддизм Дзен квалифицирует как "пустоту": это второе значение слова "кара" которое подразумевает не только отсутствие всякого оружия, по и отсутствие всяких дурных и тщеславных намерений.
Вопреки первому впечатлению, каратэ не развивает воинственность, а учит чувству меры, смирению, уважению к жизни; в этом смысл всех искусств Будо ("Путь воина": методы боя, предназначенные для достижения высшего ментального состояния), а также индийской йоги. В этом нет кажущегося противоречия.
Техника - ничто без духа. Демонстрация атлетом своей силы в упражнениях на разламывание - ничто по сравнению с тем же результатом, достигнутым человеком внешне хилым, так как в этом случае приходится признать, что кроме простой физической силы, бывает что-то еще.
Неправы те, кто утверждает, что это учение о тесной взаимозависимости тела и духа слишком вязано с духовностью Востока, чтобы его могли освоить другие народы. Многих жителей Запада привлекает этот аспект, наименее связанный с практикой боевого искусства, причем таких людей больше, чем тех, кто стремится к достойному осуждения чувству превосходства или к спортивным титулам и славе.
Для этих первых подлинная цель, единственная, ради которой стоит трудиться - это победа над самим собой, над своим страхом и тщеславием, над своей мелочностью и нетерпимостью к другим. Каратэ становится тогда настоящим образом жизни, направленным на полное раскрытие личности - физическое и духовное.
Правда, такое каратэ не зрелищно и сначала неинтересно. Оно требует времени, практики, и даже возраста; нужно тренироваться с увлечением, избегать публичных представлений и официальных соревнований и вдохновляться примером старых мастеров Будо, история которых дошла до нас в многочисленных притчах, И которым, нужно сказать, весьма немногие из современных японских экспертов скромно пытаются подражать.