Самбо и дзюдо. Часть 4

Ощепков Виктор Сергеевич (1892-1937) в 1911-1914 годах прошел курс обучения дзюдо в Кадокане у Дзигоро Кано и получил высокую мастерскую степень - второй дан. В 1922-1925 годах Ощепков находился в Китае (в Манчжурии) где познакомился с некоторыми стилями ушу, а по возвращении в Россию, во Владивостоке он в течение нескольких лет работал в спортивном кружке вместе с Азанчевским, специалистом, еще до революции получившим образование в знаменитой Жуанвильской военно-спортивно-гимнастической школе. Большой знаток не только английского, но и французского бокса - савата, в котором удары наносятся как кулаками, так и ногами, Азанчевский выступал даже на французском профессиональном ринге. Во Владивостоке он преподавал и бокс, и сават.
С лета 1919 года по сентябрь 1937 (он был убит в тюрьме через 10 дней после ареста, как "враг народа") Ощепков жил в Москве, часто выезжал в Ленинград. В этих городах он внедрял дзюдо среди командного состава армии, а также среди студентов центрального института физкультуры и профессиональных спортивных работников. В отличие от Спиридонова, не допускавшего изучения своей системы людьми, не состоявшими на службе в НКВД, Ощепков стремился познакомить с дзюдо как можно больший круг лиц. То, чему обучал Ощепков, он называл "борьбой вольного стиля" или "борьбой в одежде дзиу-до". Классическое дзюдо Ощепков преподавал только по началу, после возвращения из Японии в 1914 году. Вскоре он начал создавать собственную систему, сконструированную, как он говорил, по канонам дзюдо. Почему Ощепков отошел от классического дзюдо и начал создавать собственную систему? Чтобы это понять, надо знать, что собой представляло дзюдо начала ХХ века.
Дзюдо времен Ощепкова похоже на современное дзюдо так же, как фигурное катание или спортивная гимнастика начала ХХ века похожи на их современные варианты. Дзюдо первой половины ХХ века - это слабо развитое спортивное единоборство. Классическое дзюдо, то есть такое, каким оно было создано его основателем Дзигоро Кано и каким оно было до середины ХХ века, имело очень ограниченный технический арсенал, около 150 приемов. Практически все броски классического дзюдо выполнялись с одного единственного захвата противника - это захват за рукав и разноименный отворот кимоно.
Для сравнения в самбо 30-х годов было более 5000 приемов. Кроме захвата за рукав и разноименный отворот, в самбо использовались захваты за рукав и одноименный отворот, рукав и одежду на спине, рукав и пояс, за два рукава и т. д. Дзюдо становилось бесполезным, когда на противнике не было соответствующей одежды, за которую дзюдоист мог бы выполнить свой привычный захват. В этой ситуации самбист имел возможность сделать броски с захватом руки и обхватом шеи, с захватом руки на плечо или под него, с захватом руки и туловища и т. д., а также различные приемы с захватом ног руками, которых нет в классическом дзюдо. В дзюдо отсутствовала классификация приемов, был просто набор, различных, не связанных между собой, техник. Во времена Ощепкова методика преподавания дзюдо у японцев, не говоря уже об их иностранных последователях, была разработана крайне слабо, практически отсутствовала. Обучали "на глазок", каждый в меру своего опыта и способностей. Точно также японские специалисты отрицали необходимость общеразвивающих физических упражнений и попросту игнорировали их.
В дзюдо отсутствовала комбинаторика, т. е. умение переходить с одного приема на другой. Там действовал спекулятивный принцип, заимствованный из дзю-дзюцу "каждый прием и при любых условиях удается".
Дзюдо было чисто спортивным единоборством, использующим исключительно борцовскую технику, до начала 20-х годов, когда в программу подготовки дзюдоистов Кано ввел раздел самозащиты (госин-дзюцу). Важнейшую часть госюн-дзюцу составили удары руками и ногами (атэ-вадза), заимствованные из каратэ в упрощенном варианте, особенно это касается техники ног. Однако ввиду, исторически сложившейся конкуренции между дзюдо и карате никто из основоположников дзюдо факта подобного заимствования не признает. И, тем не менее, если разобраться с комплексом атэ-вадза, без труда устанавливается его прямое родство с карате. Правда, все приемы здесь носят другие названия. Кроме ударов руками и ногами в комплекс самообороны входило овладение тремя видами оружия: ножом, палкой и пистолетом. На каждый из перечисленных видов оружия полагалось разучить по три довольно элементарных приема. Допускались также упражнения с большим мечом. Ныне раздел работы с оружием в дзюдо практически забыт, так как после 1945 года он больше не изучался, ни в школе, ни в полиции, ни в силах самообороны, как называют японскую армию.