ОБЪЕДИНЕННОЕ ГОСУДАРСТВО СИЛЛА (часть3)

В столице Силла, как сообщают корейские хроники, насчитывалось до 170 тыс. дворов. Своим
убранством выделялись дома крупных сановников. В городе проживали и ремесленники,
занятые в основном в государственных мастерских и службах.
В период Объединенного Силла больших успехов достиг буддизм. Известны названия более
двухсот буддийских монастырей. Основу их земельной собственности составляли
пожертвования со стороны ванов (а впоследствии, с появлением частных земель у отдельных
аристократов, - и с их стороны). Монастыри освобождались от налогов. Земли, принадлежащие
им, обрабатывались зависимыми от монастыря людьми: это могли быть как ноби, так и члены
зависимых (неполноправных) общин, сидящие на землях, переданных ваном монастырю.
Территориальная буддийская администрация (осуществлявшая управление сангхой в масштабе
всей страны, области, округа, уезда), укомплектованная монахами во главе с куктхоном,
существовала параллельно с государственными учреждениями, ведавшими делами сангхи и
укомплектованными государственными чиновниками.
Благодаря признанию буддизмом приоритета государственной власти взаимоотношения
буддистов с последней были по преимуществу доброжелательными. Буддисты использовались
для выполнения различных функций в сфере управления, в первую очередь для совершения
культовых обрядов в пользу государства. Однако буддийская община как социально-
политическая сила представляла собой потенциальную угрозу для политической стабильности
государства, а ее землевладение - для тех принципов земельной системы, которые обеспечивали
существование централизованного государства. Поэтому ваны не были заинтересованы в
чрезмерном усилении экономической базы монастырей (в VII-VIII вв. принимались законы,
призванные ограничить монастырскую собственность), и сангха была поставлена под контроль
государства. Когда в IX в. централизованное государство ослабло, буддизм вышел из-под
контроля, в результате чего распад государства пошел еще быстрее.
В Корее распространялся буддизм махаянистского толка. Несколько сект, на которые
разделялись его последователи, были в основном аналогами китайских. В IX-Х вв. в стране
возникло девять дзэн-буддийских сект; соперничество их с традиционными велось по линии
борьбы за популярность и не выражалось в каких-либо политических акциях.
Идеология Объединенного Силла представляла собой сочетание местных религиозных
верований, конфуцианства, буддизма и даосизма. Сплав этих религиозно-этических учений
нашел воплощение в идеологии хваранов - организации молодежи, готовящей своих членов для
службы государству. Эта организация подразделялась на небольшие отряды, представлявшие
собой свиту их предводителей. В их составе молодые люди совершали тренировочные походы,
охотились, проходили военную выучку, получали духовную и физическую закалку. Институт
хваранов - явление чрезвычайно самобытное, не находящее аналогов в соседних странах. Из
рядов хваранов вышли многие полководцы и государственные деятели Силла VI-VIII вв.
Конфликтов на идеологической почве в Объединенном Силла практически не наблюдается.
Конфуцианство и буддизм в целом воспринимались как два учения, имеющие каждое свою
сферу действия, и поэтому вопрос об их соперничестве и тем более борьбе не стоял.
Конфуцианство преобладало в сфере государственного управления и политики (с 682 г. имелась
высшая конфуцианская школа для подготовки чиновников - Кукхак или Тэхаккам), а буддизм -
в сфере непосредственного духовного воздействия на массы. Хотя некоторые ваны,
подчеркивая уважение к буддизму, приказывали хоронить себя по буддийскому обряду, а
многие аристократы принимали монашество, в целом господствующий класс отдавал
предпочтение конфуцианству. Вместе с конфуцианством в стране получала распространение
китайская культура. В Кукхаке основными предметами изучения были классические
конфуцианские сочинения - "Лунь юй", "Сяо цзин" и др. В 788 г. были введены экзамены на
чин, заключавшиеся в проверке знаний китайской классической литературы. В стране
пользовались китайской письменностью. Видным ученым Соль Чхоном было создано письмо
иду, в котором корейские слова записывались с помощью китайских иероглифов. Корейскими
конфуцианскими учеными были созданы значительные произведения (на китайском языке)
биографического и исторического характера, как, например, "Биографии высших
священников", "История хваранов", "Разные керимские биографии" Ким Тэмуна, "Хронология
ванов" Чхве Чхивона (858-951).
Развивались и естественные науки, особенно математика и астрономия. Одно из столичных
учреждений (Нугакчон) специально занималось вопросами астрономических наблюдений и
составлением календаря. Развитию географических знаний в значительной мере
способствовали буддийские монахи, совершавшие частые поездки в Китай и Японию и даже
паломничества в Индию.
Поэзия в Объединенном Силла была представлена главным образом жанром каё. Она
находилась под сильным влиянием буддизма. Авторами многих песен (хянга) были хвараны и
буддийские монахи. В 888 г. была составлена антология корейской поэзии, включавшая более
тысячи произведений. Выдающимся писателем и ученым был Чхве Чхивон, чье поэтическое
наследие оказало большое влияние на поэзию последующего периода. Значительным было
воздействие буддизма на музыку и изобразительное искусство.
В период Объединенного Силла строились грандиозные монастыри, храмы и пагоды,
создавались великолепные каменные и бронзовые скульптуры божеств буддийского пантеона.
Наиболее известны монастыри Сачхонванса, Пульгукса, Мирыкса, Ёнмёса, Хваннёнса,
Ёнхынса, Пондокса, а также пещерный храм Соккурам с более чем 40 каменными изваяниями и
рельефами. Получило распространение изготовление бронзовых художественных колоколов
для буддийских монастырей, диаметром в несколько метров и весом в десятки тонн, а также
других предметов буддийского ритуала. Высокими художественными достоинствами
отличались изделия из драгоценных металлов, камней и керамики, изготовлявшиеся для
Ванского двора.
В целом период Объединенного Силла представляет собой важнейший этап в истории Кореи,
когда впервые было создано единое централизованное государство на всей территории страны.
Принципы его социальной и административной организации, земельной системы в огромной
степени определили всю последующую историю страны.