ГОСУДАРСТВО КОРЁ (часть3)

Как и в Объединенном Силла, главным объектом эксплуатации в Корё было свободное
крестьянство (янъины), сидевшее на государственных наделах. Все крестьяне трудоспособного
возраста были военнообязанными. Ниже их стояли чхонины ("подлые"): ноби и люди
презираемых профессий. Ремесленники были довольно немногочисленны и в основном
относились к государственному сектору. Купечество было также немногочисленным и
действовало в основном в сфере казенных интересов. Источником комплектования его были
богатые крестьяне. Хотя занятие торговлей считалось презираемым и статус купцов был ниже,
чем земледельцев, их благосостояние и жизненный уровень значительно превосходили
соответствующие показатели крестьянства.
С утверждением государства Корё государственная собственность на землю была
восстановлена, причем на более высоком уровне в смысле усиления условности держаний.
Наделы чонсиква, выдаваемые за службу чиновникам, состояли в праве сбора в свою пользу
государственного налога, полагавшегося с определенной территории, причем при изменении
служебного положения заменялся и надел. На тех же основаниях выделялись земли для
содержания государственных учреждений (конхэджон), пенсионные наделы для вдов и детей
чиновников (кубунджон), для военных поселенцев (тунджон). Особо существовали земли
самого вана (нэджанджон) и дворцовые (кунвонджон). Лицам, имевшим титулы знатности кон,
ху, пэк, нам и ча, полагался сигып - надел от 3000 до 300 дворов, налоги с которых шли в их
пользу.
Частные земли были представлены в первую очередь дарственными землями (саджон),
переходившими в полную собственность их получателей (в основном родственников и
приближенных ванов), а также наградными землями (конымджонси). Частными были также
земли, подаренные буддийским монастырям. Правители Корё стремились ограничить рост
частного землевладения, и до тех пор, пока в государстве сохранялась внутренняя
стабильность, им это удавалось. С ослаблением государства многократно увеличивались
злоупотребления со стороны могущественных сановников, стремившихся навечно закрепить за
собой служебные земли, и частный сектор обнаруживал тенденцию к росту.
Крестьянские земли назывались минджон. Они закреплялись за крестьянами, но оставались
собственностью государства, которое оставляло за собой право менять наделы, отбирать и т.д.
Государство стремилось уравнять размер наделов и не допускать захвата их чиновниками.
Основной формой эксплуатации крестьянства был поземельный налог. При Ван Гоне он был
установлен в размере 1/10 урожая, но уже в конце Х в. повысился до четверти. Существовал и
подворный налог, вносимый тканями или другими предметами (в зависимости от местных
условий). Помимо налогов в Корё существовал ряд повинностей, основной из которых была
трудовая, а кроме нее - воинская (каждого крестьянина, призванного на действительную
службу, обеспечивали несколько других военнообязанных), извозная и др. Мобилизации в
случае войны подлежали и чхонины (они служили гребцами на кораблях и использовались на
тяжелых работах).
Арендная плата, которую платили крестьяне, арендующие земли у частных владельцев,
превышала ставки поземельного налога и доходила до половины урожая. Довольно широко
была распространена казенная ссуда, предоставлявшаяся на льготных условиях, для нужд
которой государством был создан специальный зерновой фонд, образовавшийся из
специальных отчислений от налоговых поступлений. Она была, как правило, 10%-ной, тогда
как частные ростовщики брали до 30-60%.
Основными зерновыми культурами, возделывавшимися в период Корё, оставались рис, ячмень
и просо. Из технических культур выращивались в основном лен и конопля. Профессиональное
ремесло было в основном казенным и сосредоточивалось главным образом в столице, где
существовал целый ряд государственных учреждений, ведавших изготовлением различных
предметов, а также мастерские, обслуживающие нужды вана и двора, и в нескольких крупных
городах. Предметы повседневного обихода для нужд народа производились непосредственно в
крестьянских семьях (ткани, циновки, деревянные изделия, посуда и т.п.).
Внутренняя торговля строго регламентировалась государством, создавшим специальное
ведомство по контролю над ней. Рынки имелись лишь в нескольких крупных городах и
работали раз в пять дней. В столице Кэгёне было несколько сот лавок. Государство
пользовалось правом по собственному усмотрению изменять цены. Роль денег играли зерно и
ткани. Попытки ввести металлические деньги не увенчались успехом (они находились в
обращении лишь некоторое время в конце XI - начале XII в.). Большим успехом пользовались
серебряные бутыли, введенные в обращение в конце XI в.
Внешняя торговля шла в основном за счет купцов, сопровождающих прибывающие в Корё
посольства. Таким образом, иностранные купцы посещали страну нечасто, но зато очень
большими группами - до нескольких сот человек. С киданями и чжурчжэнями торговля велась в
приграничной полосе, а с Японией - через г.Кымджу. Основным внешнеторговым партнером
Корё был сунский Китай. Традиционный корёский импорт состоял из драгоценных металлов,
женьшеня, шелка, фарфора и бумаги; главным потребителем импорта был ванский двор. Из
Китая ввозились также книги буддийского и конфуцианского содержания, художественные
произведения.
В идеологической области доминировали конфуцианство и буддизм. Вся система образования и
подготовки кадров чиновников всецело находилась под влиянием конфуцианства. Помимо
высшей конфуцианской академии существовало некоторое число казенных и довольно много
частных школ, созданных конфуцианцами по собственной инициативе.
Буддизм в период Корё достиг своего наивысшего расцвета. Буддийские монастыри получали
земельные наделы на тех же основаниях, что и государственные учреждения, а высшие чины
сангхи приравнивались в этом отношении к чиновникам. Буддийская церковь располагала
огромными богатствами, пожертвованными ей ванами и частными лицами. В отличие от
периода Силла в Корё монахи принимали .активное участие в политической жизни, их
вооруженные отряды участвовали в борьбе за власть. Со временем буддизм начал все больше
подвергаться нападкам конфуцианцев, наиболее радикальные из них требовали не только
лишить сангху материальной базы, но и полностью запретить буддийское учение.
Высокого уровня развития достигли в Корё гуманитарные науки. Имелось специальное
ведомство по составлению исторических сочинений. Были созданы такие выдающиеся
произведения, как "Самгук саги" ("Исторические записи трех государств") Ким Бусика и
"Самгук юса" ("Забытые дела трех государств") Ирёна. Было издано ксилографическим
способом более 6 тыс. томов Большого свода буддийских сутр ("Тэджангён"); в XIII в. начал
применяться металлический шрифт. Имелись достижения в медицине, астрономии и других
науках.
Буддизм продолжал стимулировать развитие изобразительного искусства, особенно
скульптуры. Для нужд двора и высших сановников производилось значительное количество
высокохудожественных предметов роскоши. Особенно знаменит был корёский фарфор.
Высокого уровня в период Корё достигла дворцовая и парковая архитектура.
Крупнейшим поэтом периода Корё был Ли Гюбо, оставивший около двух тысяч произведений
(в том числе и прозаических). Известен и еще ряд поэтов, но из их сочинений мало что дошло
до нашего времени. Широкое распространение имели фольклорные песни. В столице время от
времени проводились массовые празднества, где исполнялись различные песни и танцы. В
области музыки и хореографии наиболее значителен был вклад Чо Ёна, жившего в XI в. и
создавшего немало оригинальных танцев.