КОРЕЯ В XIV-XV вв. (часть4)

Корейское крестьянство сопротивлялось растущему гнету доступными ему средствами. В
Сеуле, где согнанные из разных провинций десятки тысяч людей в тяжелых условиях строили
новую столицу, группа "заговорщиков" (в их числе ноби, простолюдины, мелкие служащие)
устроила в 1426 г. пожар, уничтоживший свыше 2 тыс. домов состоятельных жителей.
Наиболее распространенной формой протеста было бегство, при строгих традициях и запретах
требовавшее немало мужества. Ближе к середине XV в. начали вспыхивать мелкие восстания в
отдельных провинциях. Недовольством народа иногда пользовались некоторые группировки
господствующего класса, боровшиеся с правящей верхушкой за власть.
Одним из самых значительных в истории феодальной Кореи было восстание 1467 г. в
провинции Хамгён. В нем слились протест крестьян против непомерных налогов,
дополнительных поборов, трудовой повинности и недовольство местных феодалов тем, что
центральные власти решили заменить тамошних чиновников присланными из столицы. Во
главе восстания оказался бывший уездный начальник Ли Сиэ. 30-тысячному
правительственному войску понадобилось два месяца, чтобы разгромить восставших. Ли Сиэ
бежал на север, рассчитывая на помощь чжурчжэней, но был схвачен и казнен. Чтобы
успокоить население Хамгён, власти несколько уменьшили поборы.
К 70-м годам повстанческое движение переместилось в центральные и южные провинции. В
1469-1470 гг. укрывшийся в горах Чирисан отряд Чан Енъги многократно нападал на
правительственные учреждения, дома чиновников и богачей в провинциях Кёнсан и Чолла и с
трудом был разбит. В течение восьми лет оставался неуловимым отряд Ким Мактона (иногда
его называли Ким Ильдон) в провинции Хванхэ, и лишь в 1490 г. его разгромили
правительственные войска. В последующие годы восстания продолжались, причем отдельные
повстанческие отряды даже подступали к Сеулу.
В истории Кореи конец XIV-XV в. - время расцвета феодальной культуры. Потребности
экономики вызвали изобретение дождемеров (1448 г.), приспособлений для измерения глубины
рек (1441 г.) и расстояния на местности (1467 г.). Еще во второй половине XIV в. Чхве Мусон
наладил выработку пороха, а затем его сын Чхве Хэсан - изготовление огнестрельного оружия,
которое в XV в. получило распространение, хотя и не вытеснило лук и стрелы. В судостроении,
книгопечатании, других отраслях производства появились новшества, свидетельствовавшие о
развитии научно-технической мысли. Создавались крупные для своего времени труды по
сельскому хозяйству, астрономии, медицине, географии, обобщавшие накопленные в стране
опыт и знания. Среди них следует отметить "Нонса чиксоль" ("Все о земледелии") (1430 г.),
"Ыйбан ючхви" ("Собрание способов лечения") (1445 г.), "Тонгук ёджи сыннам" ("Описание
корейской земли и ее достопримечательностей") (1481 г.).
Усилилось внимание к истории Кореи. Группа ученых во главе с Чон Нинджи подготовила
многотомную "Корё са" ("История Корё", 1451 г.). Началось составление хроник правителей
династии Ли, продолжавшееся весь период ее царствования и объединенное в "Лиджо силлок"
("Хроники династии Ли").
Выдающимся событием явилось создание национальной письменности, опубликованной в
концу 1443 г. под названием "Хунмин чоным" ("Наставление народу о правильных звуках").
Образованная часть феодального общества, предпочитавшая китайскую иероглифику, нарекла
национальную письменность "вульгарной" и препятствовала ее употреблению. Борьба за ее
распространение на длительный период стала важной составной частью роста в Корее
национального самосознания.
Существовавшая в XV в. система просвещения состояла из конфуцианской академии
Сонгюнгван, размещавшейся сначала в Кэсоне, а затем в Сеуле, и казенных школ в столице,
провинциальных и уездных центрах. Наряду с ними по традиции возникали частные школы,
устраиваемые местными конфуцианскими деятелями. Их число постоянно увеличивалось, и к
концу XV в. они преобладали в стране. С конца XIV в. господствующее положение в сфере
идеологии заняло конфуцианство чжусианского толка, привлекавшее прежде всего своими
морально-этическими нормами, требованиями к правителям заботиться о благе государства и
подданных. Буддизм был сильно потеснен, хотя во второй половине XV в. несколько
восстановил свои позиции. Еще менее заметную роль играл даосизм, который также
подвергался гонениям.
К концу XV в. конфуцианство двух его разновидностей стало идейной платформой
междоусобной борьбы в среде господствующего класса. Группировка, отражавшая
недовольство провинциального чиновничества, выступала против правящей верхушки с
позиций неоконфуцианства, а столичная знать отстаивала свою власть и привилегии под
флагом защиты ортодоксального учения. В этих условиях конфуцианство утрачивало
рациональное зерно, скатываясь к бесполезной схоластике.
В XV в. возник еще один фронт идейной борьбы: между материализмом и идеализмом.
Основоположником материалистического течения философской мысли Кореи явился Ким
Сисып (1435-1493).
В корейской поэзии появились новые жанры: каса - крупные стихотворные произведения о
знаменательных событиях прошлого, достопримечательностях страны, жизни народа Кореи и
его соседей и сиджо - лирические и философские трехстишия. Крупнейшими поэтами были
Чон Гыгин (1401-1481), Сон Саммун (1418-1456), Мэн Сасон (1359-1438) и др. В этот же
период родилась в Корее художественная проза. Ее первый жанр - пхэсоль (небольшая новелла),
создатель которой - упоминавшийся выше Ким Сисып, выпустивший сборник "Новеллы из
Кымо". Автор отказался от принятых ранее заимствований китайских сюжетов и отобразил
конкретные реалии Кореи.
Примерно с конца XIV в. в Корее возникли театр масок и театр марионеток, для которых
безымянные авторы создавали произведения преимущественно сатирического характера,
исполнявшиеся бродячими актерами. Крупнейшим музыкальным деятелем был Пак Ен (1378-
1458), расширивший круг исполнявшихся произведений за счет народных мелодий Кореи и ее
соседей и усовершенствовавший национальную систему нотной записи. В 1493 г. в Корее
появилась своеобразная музыкальная энциклопедия "Акхак квебом" ("Основы науки о
музыке").
Развивались основные жанры живописи: декоративная, анималистическая живопись, пейзаж,
портрет, а также каллиграфия, выделившаяся в самостоятельный вид искусства. Положительное
воздействие оказало создание при дворе в 1392 г. Тохвасо (Академия живописи), в которой
трудились на казенном содержании многие видные мастера. Наиболее известными
художниками XV в. были ан Ген, Кан Хиан. В отличие от живописи скульптура с XV в. пришла
в упадок, что связано с падением роли буддизма. Гражданская архитектура существенно
потеснила культовую, ее крупнейшими образцами в XV в. были Кёнбоккун и другие ванские
дворцы, ворота Намдэмун в Сеуле и др. Среди культовых сооружений выделялась
многоярусная мраморная пагода в столичном храме Вонгакса.
Мастера художественных промыслов расширили производство высококачественной
керамической и бронзовой посуды, разного рода оружия, вышивок по шелку, перламутровых и
лаковых поделок, орнаментированных плетеных изделий и т.д. Но изготовление знаменитого
корёского фарфора малахитового цвета пришло в упадок, его сменил более примитивный
белый фарфор. Во второй половине XV в. корейские мастера наладили производство
керамических изделий с подглазурной росписью кобальтом, прежде ввозившихся из Китая.