Дыхание в боевых искусствах


На Востоке все начинается с дыхания — здоровье, молодость, долголетие и, конечно, боевые искусства.


Общеизвестно, что не дышать человек не может, но как дышать правильно? Первые сведения и советы по вопросу о правильности дыхания датируются VI веком до нашей эры. Старейшее изречение о методе правильного дыхания, высеченное на камне, гласило: «При дыхании нужно поступать следующим образом: задержать дыхание, оно накапливается, если накопилось, распростроняется дальше, если распростроняется дальше, то спускается вниз, когда спустилось вниз, то становится спокойным, если станет спокойным, укрепляется. Если выпустить, то оно растет, когда выросло, нужно снова ждать. Если его ждать, оно достигнет макушки головы. Там оно давит на голову, давит вниз. Тот кто следует жтому методу, живет, а кто действует наоборот, умрет».

По представлениям древних философов основой всего живого является жизненная энергия «ЦИ». Эта энергия поддерживает тонкое равновесие (Инь и Ян) внутри организма. Когда это равновесие нарушается, человек заболевает.

Правильное дыхание позволяет подготовить организм к предстоящей работе и отдохнуть после однообразной и тяжелой работы, позволяет восстановить силы, размеренность мышления, снять напряжение или раздражение, преодолеть состояние разбитости и апатичного безразличия.

Таким образом существует большое количество методик и способов дыхания. Все они служат определенным целям. Так на боевые искусства большое влияние оказала дзэнская психотехника. Один из методов обучения правильному дыханию в дзэне заключается в полном высвобождении легких. Воздух выпускают так, как будто он выдавливается с помощью тяжелого свинцового шара (сначала шар погружается в грудную клетку, затем в живот, потом он «вываливается» на землю). Возвратный вдох — рефлекторный, воздух не втягивается, а просто «впускается». Необходимо, чтобы дыхание стало естественным и цель данного упражнения — это «наблюдение» и «отпущение» дыхания.

В дзэне различают четыре типа дыхания: плечами, грудью, животом и носками ног. Последний тип, по-видимому, подразумевает связь процесса дыхания с циркуляцией жизненной энергии в организме. «Солнцем» боевых искусств стало нижнее дыхание животом.Помимо специального предназначения для борьбы, оно улучшает мышечный тонус, общий баланс тела, пищеварение, снимает нервное напряжение и открывает доступ к другим методам традиционной психологической подготовки.

Первый шаг к контролю дыхания — освоение его основы. Из исходного положения — ноги на ширине плеч — надо спокойно выдыхать через нос, отводя плечи назад (но не поднимая их), пока легкие естественно не наполняются. Затем воздух спокойно вытесняется через нос (образ «шара»). При этом мышцы диафрагмы «спрессовываются» за счет опускания груди и поднимания таза (сутулиться нельзя). В конце с помощью подбивающего движения тазом вверх и сжатия ягодичных мышц (не прекращая выдоха) выталкивается остаток воздуха.

Второй этап тренировки — образное переключение. На вдохе (спокойно, через нос) можно представить, что весь воздух вселенной сконцентрировался только в нижней части живота, наполняя все существо силой природы.

Выдох аналогичный, но через рот, с напряжение всех мышц тела, особенно диафрагмы. В обоих случаях вдох и выдох длятся около 30 секунд каждый.

Такое дыхание укрепляет живот, позволяет принимать мощные удары, упорядочивает процесс дыхания и способствует духовной уравновешенности. Оно снимает одышку, эмоциональные стрессы, чувство страха и позволяет наиболее эффективно действовать в экстремальной ситуации.

Третий этап тренировки — освоение специальной силовой дыхательной ситстемы. Она имеет две фазы: вдох, который выполняется через нос и быстро (0,5 — 1 сек.) и выдох, который выполняется через рот и медленно (около 5 сек.) с большим напряжением всего тела. Выдох — нечто среднее между сильным шипением и хрипом. Это упражнение легче выполнять стоя, ноги на ширине плеч. На быстрый вдох свободные руки оттягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленный вдох руки опускаются вдоль тела ладонями вниз. В дальнейшем силовое дыхание можно сочетать с разными движениями и положениями тела.

Старые мастера выходили на берег моря и делали мощный выдох против ветра (преодолевая его сопротивление), одновременно стараясь заглушить шум прибоя.