БУСИДО

Термин “Буси-до” можно перевести как “Путь воина (самурая)”.

Техника джиу-джитсу является таким грозным оружием, что его приходиться уравновешивать некими моральными принципами, сдерживающими возможную агрессию. В этом отличается восточный подход от западного, где для европейца главное — набор приемов, а не человеческие духовные ценности. Моральные принципы воинов были описаны во многих книгах кодексов чести воина: “Кюба-но мити”
(“Путь лука и скакуна”), “Букэ сё хатто” (“Уложение о самурайских родах”), “Будо сёсин рю” (“Начальные основы воинских искусств”) Дайдодзи Юдзана, 11 томов “Хакагурэ” (“Скрытое в листве”) Ямамото Цунэтомо и др.

Общие принципы лаконичны и просты:

—    Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе

вопрос, правда ли то, что ты собираешься сказать.

—    Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

—    Верность, справедливость и мужество — три главные добродетели.

—    Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая.

Не говоря уже о необходимости изучения наук, воин должен

использовать досуг для упражнения в поэзии...

Буси-до сводило множество правил к основному:

—    Истинный воин должен быть верен (отечеству, родственникам).

—    Вежлив (быть уважительным, скромным и утонченным).

—    Мужественен (храбр, тверд, хладнокровен, терпелив, вынослив,

находчив).

—    Правдив (прям, искренен, честен и справедлив).

—    Прост (скромен и чист).
Если же самурая подозревали в несоответствии правилам Буси-до, он имел право на сеппуку (совр.: харакири), что освобождало его семью от преследований. В целом же самурай был не только рубакой, но и “воином-художником”. Как повествует легенда, в шатер к Такэда Сингэна однажды ворвался его заклятый враг — Уэсуги Кэнсин. Подняв меч над головой сидящего Такэда, Кэнсин, издеваясь, спросил, что Такэда собирается делать перед лицом неминуемой смерти? Такэда спокойно отразил удар острого, как бритва, меча железным веером и хладнокровно сложил лирическое пятистишие, пока телохранители выводили потерпевшего фиаско Уэсуги. И это не единичный пример собранности и бесстрашия самураев.

Добиться уверенности в себе самураям помогала не только техника боя, но и изощренный психотренинг и дзэн.