КОРЕЯ В ПЕРИОД ТРЕХ ГОСУДАРСТВ (часть1)

В первые века нашей эры на Корейском полуострове и прилегающих к нему с севера
территориях существовал ряд политических объединений, возникавших на племенной основе.
На самом севере (в районе совр. Чан-чуня) располагалось Пуё, занимая довольно значительную
территорию, к югу от него - родственное Когурё, к востоку от Когурё, вдоль побережья
Японского моря, - Восточное Окчо и Восточное Е. Севернее двух последних находилось
Северное Окчо. К югу от р.Ханган существовали еще три племенных объединения, занимая
всю остальную часть Корейского полуострова: Махан (западное побережье), Чинхан (восточное
побережье, до государства Е на севере) и Пёнхан, или Пёнджин (к югу от Чинхана); в
китайских источниках они называются государствами. Однако государственная организация в
них в это время находилась еще в стадии своего возникновения.
Упомянутые объединения возглавлялись ванами, в недалеком прошлом - военными вождями.
Однако власть вана не обязательно передавалась по наследству; более того, он мог быть
смещен, например, если случались тяжелые стихийные хронические неурожаи и т.п., за
которые он, как считалось, нес личную ответственность. Ван выполнял, вероятно, и функции
верховного жреца. В структуре власти имелись еще заметные пережитки родового строя, в
частности существовало народное собрание (в Пуё - ёнго, в Когурё - тонмэн), в ведении
которого находились некоторые судебные дела. Однако оно функционировало обычно в дни
больших праздников и в непосредственном управлении не играло существенной роли. Власть
вана как верховного правителя была непререкаемой и полной. Ван выдвигался верхушкой
аристократии того рода (общины, племенной группы), которому принадлежала в данный
момент ведущая роль в политическом образовании. Степень централизации была в ряде случаев
невелика (в частности, в Пуё).
Высший слой общества составляла аристократия (у пуёсцев и когурёсцев аристократы
обозначались термином га с добавлением названий различных домашних животных).
Аристократия представляла собой членов правящего рода либо вождей и старейшин других
родов и общин, входящих в данное объединение. Аристократы выполняли и все функции
управления отдельными районами (территориями расселения входящих в союз племенных
групп); среди аристократии существовала иерархия по служебному принципу.
Простой народ назывался хахо. По отношению к аристократии его положение было
подневольным. Хахо обеспечивали правящий класс продовольствием и предметами обихода; их
имущественное положение было неодинаковым. Ниже хахо стояли рабы; в рабство обращали
обычно семьи казненных преступников, а возможно, и военнопленных.
Положение Окчо и Е было специфичным в том плане, что эти племенные объединения, во-
первых, не имели единого верховного правителя, а во-вторых, находились в зависимости от
Когурё. Старейшины и вожди окчоских и еских общин носили китайские титулы ху и в ряде
случаев самостоятельно сносились с Китаем. Общественно-политическое устройство Окчо и Е
было более примитивным, чем Пуё и Когурё. Форма их эксплуатации когурёсцами была
даннической.
Существовавшие в южной части полуострова Махан, Чинхан и Пёнхан включали в себя
соответственно 54, 12 и 12 родо-племенных единиц, или общин (от нескольких тысяч до более
10 тыс. дворов в каждой). По сообщениям китайских летописей, в древности все они составляли
"государство Чин". Возможно, в свое время правитель этого "государства", носивший титул
вана, и имел какую-то реальную власть, но к III в. его титул стал чисто номинальным (если
вообще сохранялся). Махан, Чинхан и Пёнхан были, возможно, не столько политическими
единицами, сколько общими названиями для более или менее родственных по происхождению
общин. В Махане китайские авторы отмечают отсутствие укрепленных городов, тогда как в
Чинхане и Пёнхане таковые имелись. Те из общин "трех хан", которые имели более тесные
связи с Китаем, быстрее шли по пути создания государственности; во всяком случае, прослойка
лиц, причастных к управлению и стремящаяся приобщиться к китайской культуре, была уже
заметной. Эти люди носили соответствующие одеяния и пользовались в быту различными
предметами, произведенными в китайских округах, в том числе и печатями.
В области семейно-брачных отношений пережитки первобытных форм были, видимо, наиболее
сильны. Даже у когурёсцев существовали какие-то пережитки группового брака. Существовал и
обычай левирата.
На рубеже и в первые века нашей эры в наиболее развитых из существовавших на Корейском
полуострове политических образований шло формирование государственности. По
традиционной версии, основание государства Силла относится к 57 г. до н.э., Когурё - к 37 г. до
н.э. и Пэкче - к 18 г. до н.э. Даты эти связаны с реальными политическими событиями в жизни
древних корейских общин, но о существовании в то время государственности говорить еще
нельзя - происходил процесс становления этих государств, причем в Силла он завершился
несколько позднее, чем в Когурё и Пэкче.
Общей чертой в образовании трех корейских государств было то, что все они сложились на
общинной основе, т.е. путем объединения родственных общин-бу, одна из которых имела или
постепенно приобретала господствующее положение. Такая община присваивала себе право
выдвигать из своей среды ванов. Когурё, в частности, образовалось на основе пяти бу, из
которых главенство сначала принадлежало Ённобу, в затем перешло к Керубу (традиционная
дата основания Когурё связана, видимо, именно с этим событием). Силла первоначально тоже
состояло из шести бу, одно из которых постепенно заняло главенствующее положение. Пэкче
сначала представляло собой одну из небольших общин Махана, со временем усилившуюся и
подчинившую себе ближайших соседей.
Становление ранних корейских государств происходило в постоянной борьбе с соседними
политическими образованиями, а также с властями китайских округов, образовавшихся на
территории древнего Чосона после разгрома его китайцами в 108 г. до н.э. Уже в I в. Когурё
подчинило себе Пирю, Хэнин, Янмэк, Кальса, Кэма, Куда, Северное и Восточное Окчо (56 г.), а
в начале II в. - племена е (емэк). Еще в 12 г. Когурё полностью вышло из подчинения Китаю, и
I-II века отмечены его активной борьбой против китайских округов. В 28 г. в страну вторглось
огромное китайское войско, в 49 и 55 гг. Когурё, в свою очередь, совершило крупные походы
на китайские владения к западу от р.Ляохэ.